Танку Т-14 «Армата» в войсках быть: Грозная боевая машина избавляется от «детских болезней»
Новый танк и большие надежды.
Впервые Основной боевой танк под индексом Т-14 на абсолютно вновь разработанной платформе «Армата» был явлен широкой публике на параде Победы 3 мая 2015 года. До этого в прессе был большой ажиотаж по поводу того, что же представляет собой новое чудо военной техники, впервые появившееся в новой России после развала Советского союза.
Танк включал в себя инновационную схему компоновки:
- необитаемое боевое отделение
- бронированная капсула обитаемого отделения экипажа
- дистанционная система управления огнём
- централизованная система наблюдения и поиска целей
Командир, оператор-наводчик и механик-водитель расположены в ряд в одном отсеке. Управление всей машины происходит отсюда. Машина оснащена камерами кругового обзора, новой динамической защитой «Малахит» (позволяет противостоять различным современным и перспективным противотанковым средствам), системой активной защиты «Афганит» (позволяет уничтожать противотанковые снаряды и ракеты до подлёта к машине за счёт отстрела им навстречу контрбоеприпаса, а также ставит активные помехи и завесы). Необитаемая башня, помимо двух пулемётов, оснащена новой мощной 125 мм пушкой без эжектора пороховых газов, что повышает дульную энергию выстрела.
Проблемы новорождённого
Ожидалось, что танк поступит на вооружение к 2021 году. Однако, как у любой другой новейшей машины, в ходе проведения войсковых испытаний обнаруживались различные, так называемые, «детские болезни». Проблемы возникали с электроникой, системами защиты и автоматом заряжания.
Но самой чувствительной проблемой стали недостатки нового танкового двигателя, что является критической проблемой для танка, так как машина в первую очередь должна иметь возможность двигаться с должной надёжностью и характеристиками, а не превращаться в неподвижную огневую точку. В ходе эксплуатации военные выявили ряд проблем:
- Повышенный расход топлива
- Повышенное потребление масла
- Проблема отведения тепла на повышенных оборотах
- Небольшой ресурс агрегатов турбонаддува
Новое сердце, и его лечение
Мотор «Арматы» это четырёхтактный X-образный многотопливный дизельный двигатель А-85-3А. У новой машины и сердце необычное для отечественного танкостроения. Такая схема позволила сделать двигатель компактнее, чем V-образный двигатель стоящий на предыдущем семействе советских и российских танков. Двигатель и трансмиссия представляют собой моноблок, что облегчает замену силовой установки в полевых условиях.
- 12 цилиндров, с непосредственным впрыском
- Турбонаддув с двумя газотурбинными нагнетателями
- Переменная максимальная мощность: от 800 до 1800 л.с. при 1800-2100 об./мин.
- Максимальная скорость: 62-90 км/ч по шоссе, 38-51 км/ч по пересечённой местности (в зависимости от заданной мощности)
- Автоматическая реверсивная трансмиссия: 8 передач переднего и 8 заднего хода
На данный момент специалистам Челябинского тракторного завода, производящего данный силовой агрегат, удалось решить все вышеуказанные недостатки Кроме того удалось освоить и весь цикл производства новых двигателей А-85-3А, которые будут устанавливаться и на перспективные тяжёлые БМП Т-15 и БРЭМ Т-16. Также подготавливается к запуску автоматизированная линия для серийного производства этих железных сердец.
Будущее
К началу Великой отечественной войны легендарный танк Т-34 был очень сырым. Его пришлось дорабатывать уже в условиях войны. Он производился несколькими разными заводами, различными способами, имел несколько модификаций. У него было множество недостатков и проблем. Но именно горнило войны позволило выковать из него окончательный вариант Т-34-85, максимально доработанный, который и заканчивал войну в Берлине.
Эксплуатация Т-34 в своё время дала нашим предкам огромный научно-исследовательский потенциал, который сделал наше танкостроение одним из лучших в мире. Новое всегда тяжело и дорого начинать, а революционное тем более. Советский Союз создал революционный Т-64, на секундочку — первый основной боевой танк в мире. Он тоже был очень дорог в производстве и имел множество проблем.
Но сегодня отечественные танки используют технические решения заложенные в него на таких машинах как Т-80БВМ, Т-72Б3 и Т-90М. И всё работает надёжно и танки производятся массово. Уверен, что после устранения всех недостатков и отладки производственных линий танк Т-14, как станет надёжней, так и подешевеет. Машина как говорится, будет доведена до ума, встанет на конвейер, а её технические решения станут эталонными на многие годы.
В заключении можно сказать, что новый танк жив и продолжает развиваться, несмотря на чаяния злопыхателей. Много кто кричал, что такой дорогой и сырой танк не нужен. Кто-то говорил, что проект умер и остаётся надеяться только на безусловно хорошую машину Т-90М и старичка Т-72 одетого в новые латы. Перефразируя известное высказывание, скажу: «Будет Т-14, будет!»